Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Ваш любимый жанр книг


21.04.2022 Рубрика: Философия

Филолай из Кротона. Происхождение вселенной и человечества

Автор: Aist
Филолай (470-385 до н. э.) был философом-пифагорейцем, который утверждал, что огонь был первой причиной существования, а тепло - основным источником человеческой жизни. Он наиболее известен своей пироцентрической моделью Вселенной, которая заменила Землю как центр солнечной системы центральным огнём, вокруг которого вращалось все остальное.
18364 1 1 21 2682
Филолай из Кротона. Происхождение вселенной и человечества
фото: i.ytimg.com
Филолай (470-385 до н. э.) был философом-пифагорейцем, который утверждал, что огонь был первой причиной существования, а тепло - основным источником человеческой жизни. Он наиболее известен своей пироцентрической моделью Вселенной, которая заменила Землю как центр солнечной системы центральным огнём, вокруг которого вращалось всё остальное.

Обычно упоминается как Филолай из Кротона, он также известен как Филолай из Тарента и, иногда, из Метапонта, всех городов региона, известного как Великая Греция в южной Италии, заселённого греками.

О его жизни ничего не известно, и его работы существуют только фрагментарно, но в своё время он был очень влиятельным.

Возможно, он был учеником Пифагора (571-497 до н. э.), хотя это утверждение оспаривается, но, безусловно, находился под влиянием пифагорейских верований. Его цитирует Платон (428/427-348/347 до н. э.) в своём диалоге о Федоне как учитель пифагорейцев Симмия и Кебеса и, как известно, был учителем пифагорейского астронома и государственного деятеля Архита из Тарента (435-360 до н. э.), а также первым, кто написал книгу (или книги) по философии Пифагора.

Работы Филолая опирались на традицию досократических философов (тех, кто писал до Сократа Афинского, 470/469-399 до н. э.), основной целью которых было определение первой причины существования. Фалес Милетский (ок. 585 до н. э.), Анаксимандр (ок. 610-ок. 546 до н. э.) и Анаксимен (ок. 546 до н. э.) предложили свои собственные концепции этой первопричины, и Пифагор предложил свои собственные идеи о природе этой первопричины.

Филолай, по-видимому, объединил пифагорейскую мысль со своими собственными взглядами на первопричину, чтобы представить взгляд на вселенную, состоящую из ограниченных и неограниченных аспектов, последний удерживался на месте первым, который плавно действовал через математическую, музыкальную гармонию. Природа данной вещи была неограниченной, но форма, которую она принимала, ограничивала её пространственно.

Филолай был первым греческим философом, который предположил, что Земля не является центром вселенной, а планетой, подобной любой другой, и что все планеты, Солнце и Луна, вращаются вокруг центрального огня, сущность которого безгранична, но, как и всё остальное, ограничена пространственно. Считается, что его убеждения повлияли на Платона, Аристотеля (384-322 до н. э.) и Аристарха Самосского (310-230 до н. э.), которые первыми выступили за гелиоцентрическую модель солнечной системы.

Досократики и первопричина


Досократических философов часто называют "первыми учёными" в том смысле, что они пытались сформулировать системы для объяснения природы существования без ссылки на сверхъестественное. Во времена Фалеса политеистическая греческая религия объясняла происхождение вселенной и человечества с точки зрения богов. Зевс победил силы хаоса и установил порядок, и этот порядок поддерживался им и его собратьями-божествами. Это мировоззрение, которое информирует о работах Гомера и Гесиода VIII века до нашей эры и было основной формой греческой культуры, который понимал богов просто как всемогущие и бессмертные версии людей. Учёный Робин Уотерфилд уточняет:

Антропоморфизм является выдающейся характеристикой гомеровской религии и, следовательно, греческой религии в целом. И это не был половинчатый антропоморфизм. У богов были не только генеалогические древа, но и семейные дрязги. Будучи изображёнными как сверхлюди, они не могли быть вездесущими или всеведущими. Мы даже слышим о богах, которые моются, ходят, едят, пьют, получают ранения и занимаются любовью. Боги в этом отношении просто во много раз могущественнее ничтожных людишек.

Фалес, определяемый позднейшими греческими писателями как "первый философ", отошёл от этого видения, спросив, из чего состоит "основной материал" вселенной, что было первой причиной существования, без ссылки на этих богов.

Поскольку атеизм считался преступлением, караемым смертной казнью, досократики, похоже, формулировали свои предложения так, чтобы они вписывались в теистическую модель, не полагаясь на неё. Фалес утверждал, что первой причиной была вода, потому что при нагревании вода становилась паром (воздухом), при охлаждении - льдом (твёрдым телом), и это поддерживало человеческую, растительную и животную жизнь. В сохранившихся фрагментах его работы он не отрицает существования богов; его работу можно интерпретировать как указание на первый элемент, который боги использовали при создании жизни.

Считавшийся учеником Фалеса, Анаксимандр развил утверждение, что всё происходит от творческой силы, известной как апейрон, которая была безгранична и привела все вещи к существованию, поддерживала их в соответствии с установленным шаблоном и растворяла их, чтобы создать новые формы из того же безграничного материала.

Анаксимандр утверждал, что воздух был первопричиной, потому что он изменял формы через разрежение и конденсацию, был необходим для жизни и поддерживал живые существа.

Пифагор ввёл более абстрактное утверждение числа как первопричины в том, что число не имеет ни начала, ни конца, определяет сущности путём установления параметров и является как единым, так и многими в том, что числа имеют общность в обозначении суммы, но каждое из них отличается. Числа ограничены в своей последовательности 1-10, но безграничны в том, как эта последовательность может быть продолжена (11-20, 21-30 и т. д.). Однако для Пифагора числа были не просто единицами измерения, а отражением истины.

Число Пифагора основано на монаде – точке в центре круга, символизирующей понятие Единицы, которое Пифагор считал представлением первопричины или сущности существования. Монада становится диадой через саморефлексию, становясь двумя кругами, имеющими один и тот же центр, и когда горизонтальная линия проводится через их пересечение, предлагается равносторонний треугольник, превращающий диаду в триаду. Этот процесс повторяется на протяжении всего десятилетия. Таким образом, Пифагор объяснил, как первопричина породила множество различных аспектов наблюдаемого существования.

Бюст Пифагора
Бюст Пифагора. Фото: www.worldhistory.org

Пифагор и Филолай


Филолай знал об этих предыдущих утверждениях относительно первопричины и, конечно же, хорошо разбирался в пифагорейской мысли. Для Пифагора "десять — это сама природа числа. Все греки и варвары одинаково считают до десяти и, достигнув десяти, снова возвращаются к единице". Десять понималось как совершенное число, поскольку оно было кульминацией деления единицы-которая-стала-многими, чьи единицы могли быть сложены вместе, чтобы снова сформировать целое из десяти. Затем десять стали основой для последовательностей, которые следовали без ограничений. Позднейший историк Диоген Лаэртский (ум. 180-240 н. э.) обобщает пифагорейский взгляд на числа:

Из чисел происходят точки, из точек-линии, из линий-плоские фигуры, из плоских фигур-твёрдые фигуры, из этих чувственных тел, элементов которых четыре: огонь, вода, земля и воздух. Они изменяются и полностью трансформируются, и из них возникает космос, одушевлённый, разумный и сферический, охватывающий землю (сама сферическая и обитаемая вокруг как её центр.

Диоген Лаэртский часто считается ненадёжным источником, поскольку он не привёл свои источники, и ряд его отрывков был оспорен, но в этом случае он представляет оригинальную пифагорейскую мысль, подтверждённую сохранившимися фрагментами. Описанный процесс был предложен музыкальными интервалами, понятыми, когда Пифагор слушал инструмент, известный как монохорд. Комментарии учёного Джона Мэнсли Робинсона:

Монохорд, как следует из названия, представляет собой однострунный инструмент. Останавливая струну в одном месте, щипая её, затем останавливая в другом и снова щипая, можно установить связь между производимыми звуками и длиной вибрирующей струны. [Точки, в которых останавливается струна] соответствует октаве, мажорной пятой и мажорной четвертой, главным созвучиям греческой музыки. Но они не просто соответствуют им; они делают их такими, какие они есть. И именно в признании этого лежал гений Пифагора, поскольку он открыл ему глаза на возможность того, что весь порядок в основе может быть понят и выражен в терминах числа.

Филолай взял эту концепцию и применил её к модели вселенной, предложенной Пифагором и более ранними досократическими философами. Он отверг предложения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, потому что вода и воздух были аспектами наблюдаемого мира – и поэтому не могли быть первой причиной – в то время как апейрон Анаксимандра был слишком умозрительным. Отталкиваясь от утверждения Пифагора о том, что все происходит из числа и упорядочивается по числу, Филолай пришёл к своей пироцентрической модели Вселенной, в которой десять планет вращались вокруг центрального огня, ограниченного и безграничного, и Земля – больше не центр этой вселенной – была только одной из них.

Философия Филолая


Философия Филолая была в первую очередь связана с природой существования, хотя, основываясь на некоторых сохранившихся фрагментах и комментариях более поздних авторов, он также обращался к человеческому состоянию. Его взгляды явно основаны на пифагорейской мысли, но, поскольку Пифагор сам ничего не записал, неясно, насколько работа Филолая оригинальна или просто повторяет пифагорейскую философию, за исключением его утверждений о судьбе души после смерти и его астрономической модели, основанной на центральном огне. Начинается дискуссия Филолая о происхождении космоса:

Первая составная сущность, Та, что находится в центре Сферы, называется Очагом.

Этот "очаг" является центральным огнём и сидит, как монада, в сфере наблюдаемой вселенной и, будучи разделён, как монада, рождает идеальные десять планет. Это, как и все остальное, может быть понято через число:

На самом деле, все, что может быть познано, имеет число; ибо невозможно что-либо постичь умом или распознать без.

С центральным огнём в центре первой планетой была Контрземля (не определена), затем Земля, Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и неподвижные звезды на дальнем краю. Как и большая часть философии Филолая, Контрземля никогда не объясняется, и некоторые учёные считают, что она была добавлена только для того, чтобы довести число "планет" до десяти, чтобы они соответствовали пифагорейской концепции совершенства. Все планеты двигались вокруг центрального огня с запада на восток, каждая со своим собственным оборотом, большинство из них вращались медленно, но Земля завершала вращение за 24 часа. Поскольку Солнце движется медленнее Земли, дневной свет длится до тех пор, пока Земля находится по одну сторону центрального огня и на пути Солнца, в то время как ночь наступает, как только Земля находится на дальней стороне очага.

Пироцентрическая модель
Пироцентрическая модель. Фото: www.worldhistory.org

Планеты способны совершать свой кругооборот благодаря гармоничному балансу того, что Филолай называл Безграничным и Ограничивающим:

Природа во вселенной была скомпонована из... Не Ограниченного и Предельного, как вселенная в целом, так и все в ней.

Хотя Филолай никогда не определяет эти термины, Неограниченное, кажется, относится к сущности вещи, в то время как Ограничение - это пространство или форма, которую она принимает. Вода, например, безгранична по своей сути, поскольку она разделяет свою фундаментальную природу с водой повсюду в мире, но ограничена в форме ручья, реки или океана. Сущность центрального огня безгранична, но огонь ограничен своей точкой в пространстве. Он не движется от этой точки из-за гармоничного баланса числа, который удерживает все вещи вместе:

Так обстоит дело с природой и гармонией: Бытие вещей вечно, и сама Природа требует божественного, а не человеческого разума; более того, ни одна существующая вещь не была бы даже признана нами, если бы не существовало основного Бытия вещей, из которых была составлена вселенная, а именно как Предельного, так и Не-Ограниченно. Но поскольку эти элементы существуют как непохожие и несвязанные, очевидно, что вселенная не могла бы быть создана из них, если бы не была добавлена гармония и каким образом эта гармония возникла. Так вот, вещи, которые были похожи и связаны, не нуждались в гармонии; но вещи, которые были непохожи, не связаны и неравно расположены, обязательно связаны такой гармонией, благодаря которой им суждено существовать во вселенной.

Филолай утверждает (выше и в других местах), что люди не могли понять истину о природе реальности, но могли увидеть её или, по крайней мере, приблизиться к её пониманию через музыку, которая была информирована математикой, числом.

Гармония, о которой он говорит, понимается как состоящая из музыкальных нот, которые резонируют и удерживают Неограниченное в Ограничивающем:

Содержание Гармонии — это мажорная четвертая и мажорная пятая; пятая больше четвертой на целый тон; ибо от высшей струны (низшей ноты) до середины - четвертая, а от середины до низшей струны (высшей ноты) - пятая. От низшей до третьей струны - четвертая, от третьей до высшей струны - пятая. Между средней и третьей струнами находится тон. Большая четвертая имеет соотношение 3:4, пятая 2:3 и октава 1:2. Таким образом, Гармония состоит из пяти целых тонов и двух полутонов, пятая - из трех тонов и полутона, а четвертая-из двух тонов и полутона.

Эта концепция музыки как математической, небесной, гармонии, известная как универсальная музыка или музыка сфер, была ещё одной пифагорейской концепцией, и, опять же, неясно, является ли она оригинальной для Филолая или Пифагора. Филолай утверждал, что музыка возникла из числа, как и все остальное, но число выразило своё гармонизирующее влияние на вселенную через музыку.

Гармония и человечество


Эта гармония сфер, естественно, повлияла на жизнь людей. Фраза Филолая: "Есть определенные мысли, которые сильнее нас самих", может быть истолкована как влияние гармонии, уравновешивающей безграничную сущность в ограниченной форме, которая допускает жизнь по мере её переживания. "Мысли" были бы резонансной гармонией, которая информирует существо человека, и, хотя человеческий разум не мог полностью понять концепцию, это было бы то, что удерживало бы душу в телесной форме:

Душа соединяется с телом через Число и бессмертную, а также бестелесную Гармонию. Душа любит тело, потому что без него она не может пользоваться чувствами. Когда душа была отделена от тела смертью, она живёт бестелесным существованием в мире.

Согласно этому фрагменту, призраки ощущались живыми, когда они воспринимали одно из этих бестелесных существ в его неограниченном состоянии. Филолай, по-видимому, предполагает, что эти сущности не следует считать пугающими или неестественными, поскольку они имеют ту же сущность, что и когда были ограничены телами. Центральный огонь, чья безграничная сущность информировала вселенную, также заряжал энергией и оживлял людей, поскольку они были частью существования. Под теплом огня следует понимать тепло души, согревающее тело. Болезнь была вызвана нарушениями в желчи, крови и мокроте с особым акцентом на мокроту, которая, по его мнению, была естественно горячей и, когда чрезмерно, вызывала болезнь.

Пироцентрическая модель
Фото: www.worldhistory.org

В этом, как и во многих его утверждениях о существовании, Филолай представлял революционную концепцию, поскольку призраки понимались греками как аберрации и признак того, что что-то пошло не так, что необходимо было решить. Во фрагменте 22 он также отошёл от пифагорейской мысли, которая считала, что бессмертная душа перевоплощается после смерти в какую-то другую форму, будь то человек или животное. Хотя его взгляды сохранились лишь фрагментарно, как и взгляды почти всех досократических философов, существует достаточно, чтобы поддержать утверждение о том, что работы Филолая были спорными и, следовательно, популярными в его время.

Заключение


Уотерфилд отмечает, что термин "досократический философ" на самом деле неточен, поскольку многие из этих мыслителей были современниками Сократа, и так обстоит дело с Филолаем. Однако, поскольку его работа была опубликована до смерти Сократа, он всё ещё группируется с более старыми философами и поэтому считается первым досократическим философом, который предположил, что Земля была планетой, как и любая другая, а не центром вселенной.

Он также был первым, кто написал книги (возможно, только одну или целых три) о пифагорейской мысли. Его взгляды непосредственно повлияли на Архита Тарентского в его развитии математической механики, и Архит станет учителем астронома Евдокса Книдского (408-355 до н. э.), ученика также Платона, который создал Евдоксанову модель Вселенной, состоящей из концентрических сфер, концепция позже была разработана Аристотелем.

Считается, что утверждение Филолая о том, что Земля вращается вокруг более крупного и яркого объекта, повлияло на Аристарха Самосского в его гелиоцентрической модели солнечной системы, которая, как и у Филолая, была отвергнута более поздними астрономами, включая Гиппарха Никейского (190-120 до н. э.) и более позднего Птолемея (100-170 до н.э.), чья модель оставалась влиятельной вплоть до эпохи Возрождения.

Хотя его астрономическая модель была отвергнута, и его работы были в конечном итоге потеряны, имя Филолая было сохранено благодаря работе римских философов и писцов, копирующих греческие тексты, которые предполагают, что он восхищался и влиял на Платона через его концепции всеобщей гармонии и высших истин, которые человеческий разум не может понять. Если это так, то Филолай, возможно, внёс свой вклад в концепцию Платона теории форм – вечного, неизменного царства, отражением которого является Земля, – которая в конечном итоге повлияет на христианское видение небес.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Зенон Элейский. Движения не существует

Зенон написал 40 знаменитых философских парадоксов (известных как его Аргументы о движении), которые стремились логически доказать истинность утверждения своего учителя Парменида. Парменид утверждал, что человек воспринимает как изменение в жизни, включая время и движение, является только изменением внешности, а не сущности. Читать далее »

Гераклит и Парменид: какова природа Вселенной

В этой статье рассматривается противостояние двух великих умов и их теорий, и то, какое неизмеримо важное значение для философии в целом имело завершение такого противостояния. Читать далее »

Зенон Элейский. Движения не существует

Зенон написал 40 знаменитых философских парадоксов (известных как его Аргументы о движении), которые стремились логически доказать истинность утверждения своего учителя Парменида. Парменид утверждал, что человек воспринимает как изменение в жизни, включая время и движение, является только изменением внешности, а не сущности. Читать далее »

Стоицизм. Древний путеводитель по смутным временам

Людей беспокоят не события, а их суждения о них. Эта идея является одним из столпов философской школы, известной как стоицизм, основанной философом Зеноном в Афинах во время потрясений, кризисов и насилия 4-го века до нашей эры. Читать далее »

Комментарии

#70096 Автор: Jaaj.Club написано 4/21/2022 7:15:02 PM
Очень интересно читать работу философа и находить много общего со своими убеждениями. Рекомендовано к прочтению.