Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1664
Флаг Auster[38]
627
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
220
Флаг BasK[10]
174
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Книга Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» читается на одном дыхании. Её можно читать и перечитывать бесконечно. Книга детства, юности и взрослой жизни.
19.05.2024 ka4ka
Какой именно ужасный поступок он совершил? Приставал к вам, выражался?
19.05.2024 Клим
Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus

Опрос

Читали ли вы книгу Ведунья Ненастья автора Настасьи Истоминой?


28.11.2022 Рубрика: История

О чём рассказали средневековые рукописи

Автор: Auster
В архиве филиала Института Востоковедения Российской Академии наук в Санкт-Петербурге хранится рукописная книга хорезмийца XIV столетия Наджм-ал-Газмини «Приобретение желаемого для пополнения достаточного».
4592 0 0 24 1044
О чём рассказали средневековые рукописи
фото: jaaj.club
В архиве филиала Института Востоковедения Российской Академии наук в Санкт-Петербурге хранится рукописная книга хорезмийца XIV столетия Наджм-ал-Газмини «Приобретение желаемого для пополнения достаточного». К этой книге пришита многостраничная тетрадь, содержащая трактаты Джелаль-ад-Дина из Ургенча, написанные по поводу этой книги.

Как книга, так и прилагаемая к ней тетрадь подробно рассказывают о хорезмской денежной системе, распространённой в Средней Азии в 1320-1360 гг.

Книга и тетрадь являются сейчас драгоценным историческим свидетельством по нумизматике и метрологии среднеазиатского средневековья.

В то время наиболее распространённой в Средней Азии и Переднем Востоке весовой и денежной единицей являлся «мискаль», составлявший 4,25 гр. - прообраз русского золотника. Книга и тетрадь начинаются с перевода меккских мискалей в хорезмские мискали. Так, в ту пору 10 мискалей Мекки равнялись 9,33 мискалей Хорезмы. В Иране этот вес в 4,25 современных сегодня граммов лёг в основу денежной системы Газан-хана, приказавшего чеканить динар в 3 мискаля. Вес большинства серебряных монет Газан-хана колеблется в пределах 2,10-2,15 гр., откуда следует, что для чеканки дирхемов был выбран среднеазиатский мискаль.

Учёные взвесили 260 экземпляров хорезмских дирхемов XIV столетия, чеканенных до правления хана Тохтамыша и получили следующую метрологическую картину этого дензнака из собрания Эрмитажа и Государственного Исторического музея:

Первая группа монет с преобладающим весом 1,45-1,55 гр., представляет собой монеты, обрезанные до нормы чеканки поволжского джучитского дирхема. Очевидно, это те монеты, которые попадали на волжские рынки, где обращались более лёгкие монеты.

Вторая группа монет даёт нормальный вес хорезмского дирхема в 1,85-1,90 гр., что вполне соответствует полученной теоретически величине в 1,897 гр.

Такое совпадение доказывает, что взятый для меккского мискаля предположительный вес 4,25 гр. действительно является весом мискаля Мекки. Следовательно, специалисты могут реконструировать вес дирхема и динара этого города.

10 дирхемов Мекки равны 7 мискалям Мекки. Это обычное соотношение весовых мискалей и дирхемов для всего мусульманского Востока. В 10 динаров Мекки, таким образом, содержалось 9,33 динара Хорезма.

Вернёмся к хорезмским денежно-весовым единицам. Кроме мискаля и дирхема в книге и тетради Наджм-ал-Газмини и Джелаль-ад-Дина упоминаются следующие единицы:

Динар. 1 динар равен 6 дирхемам, или 2,5 мискаля. Эта денежная единица в Иране, Средней Азии и Золотой Орде приравнивалась также к 6 дирхемам. В Иране и Средней Азии она существовала как большая серебряная монета, в Золотой Орде была только счётной единицей.

Даник. 15 даников равны 1 динару. 2,5 даника равны 1 дирхему. Серебряные монеты, соответствующие данику, неизвестны, однако счёт на даники засвидетельствован источниками, например, древнеарабским историком Рашид ад-Дином.

Тассудж. 1 тассудж приравнивался к одной четвёртой дирхема.

Шаир. 4 шаира равнялись 1 тассуджу. Этих два весовых термина употреблялись для обозначения мелких фракций дирхема и мискаля.

Реально существовавшей монетой был дирхем. Мискаль оставался весовой, а динар, даник, тассудж и шаир — счётно-весовыми единицами.

Развитие мелкого розничного торга вызывало необходимость в мелких медных деньгах, в которых закреплялись бы фракции основной серебряной монеты. Медные монеты становятся представителями некоторого количества серебра, какой-то доли дирхема.

Однако выбор фракции серебряной монеты, фиксированной в медных деньгах, не случаен. Он обусловлен тем, какие дробные части основной единицы возникают наиболее часто при перерасчётах как внутри самой денежной системы, так и при столкновении её на рынке с иностранными монетами.

В Хорезме в XIV веке чеканятся медные монеты, причём по различным весовым нормам. Очевидно, что монеты легчайшего веса соответствовали наименьшей фиксированной в монетной системе фракции серебряного дирхема.

Авторы названной книги и тетради неоднократно упоминают и такие мелкие денежно-весовые единицы как «аруры» и «пулы».

Например, «с высочайшего повеления» 1 даник приравнивался к 16 пулам, то есть 1 дирхем равнялся 40 пулам. Наименьшей фракцией серебряного дирхема в средневековой Хорезме являлась его одна сороковая часть, или две пятых шаира.

С 1301 по 1308 годы монетный двор Хорезмы выпустил более 50 типов хорезмийских медных пулов, полуторных пулов и тройных пулов. Монеты эти были весом в 1,9 гр., 2,9 гр., 4 гр., 5,7 гр. и 6 гр. На самых тяжёлых из них изображались лев и солнце.

Вес медного пула и серебряного дирхема приблизительно одинаков. Отношение стоимости их равно 1:40, следовательно, так же относятся друг к другу стоимость серебра и меди. Однако, каково было реальное, рыночное соотношение стоимости этих металлов, сложно сказать.

В отличие от других городов Золотой Орды, Хорезм чеканил в 1363-1384 гг. золотую монету. Было выпущено 12 типов золотых монет. Характерно, что слово «динар», которое обычно раньше помещалось на золотых монетах, на хорезмских золотых XIV в. отсутствует. Его заменило выражение «золотая монета». Очевидно, денежный термин «динар» уже прочно вошёл в быт как счётная единица для 6 дирхемов. Такие золотые монеты Хорезма чеканились по весовой норме в 1,13 гр., то есть в четвёртую часть мискаля. Таким образом, 1 мискаль золота приравнивался к 4 динарам серебра. Проба хорезмских золотых и серебряных монет была высокой — 950 ед. В первой половине XIV в. отношение золота и серебра в Хорезме было равно 1:8,54. Спустя несколько десятилетий стало равное 1:10, таково же было отношение золота и серебра в тот период и в денежной системе Индии.

В заключение следует остановиться на той причине, которая побудила автора средневековой тетради Джелаля ад-Дина написать её, прочитав книгу Наджм-ал-Газмини о хорезмских денежных и весовых единицах. Перевод меккских денег в хорезмские вполне понятен, если учесть, что по традиции, восходящей ко времени Пророка, налог под названием «закат» исчислялся в меккских денежных единицах для всех других городов. Поскольку хорезмские мискали тяжелее меккских, то такой перерасчёт необходим. Если платить хорезмскими мискалями налог просто такое же количество мискалей, какое исчислено в меккских мискалях, то неизбежны большие убытки. На каждые 10 мискалей будет переплачено 2/3 мискаля, так как в 10 меккских содержится чуть более 9 хорезмских мискалей. Очевидно, что Джелаль ад-Дин из средневекового Ургенча под влиянием каких-то финансовых рассуждений хорезмийца Наджм-ал-Газмини, составил подробный перерасчёт налога на хорезмские денежные и весовые единицы именно для того, чтобы уяснить этот вопрос.

В итоге реконструкции монетной системы Хорезма XIV века историки получили следующее:

1 золотая монета = 1 счётному динару= 6 дирхемам.

1 дирхем = 40 пулам.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Восточные ртутные дирхемы

Об отравляющих свойствах и токсичности ртути много веков назад просто не имели понятия не только фальшивомонетчики, но и учёные-алхимики. Поэтому мошенники безо всякого опасения использовали этот металл с целью “посеребрения” фальшивок, введения их в денежное обращение и, тем самым, обмана населения. Читать далее »

Самаркандские куны

Широкому распространению кунов способствовали активные торговые отношения Арабского халифата с прилегающими к нему странами. В Киевскую Русь, как считают исследователи, самаркандские куны привезли купцы, торгующие вдоль реки Волги. Читать далее »

Чёрные среднеазиатские арабо-согдийские дирхемы

Из истории среднеазиатских арабо-согдийских дирхем. В первой половине Х века уроженец селения Нарша, расположенного в окрестностях Бухары, Мухаммад Наршахи, написал «Историю Бухары», в которой целый раздел посвятил "чёрным" дирхемам под названием гитрифи. Читать далее »

Ноль рублей

Художник объяснил администрации монетного двора, что созданные им рисунки монеты символичны: «0» является отсчётом финансовых координат, ноль рублей невозможно никак потратить, а раз нет условий для траты, то из этого и следует его бесконечность. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-