Рождеству в Средние века предшествовал многомесячный рождественский пост, во время которого христиане избегали богатой пищи и излишеств. Но все ставки были отменены, начиная с утра 25 декабря, по словам Энн Лоуренс-Мазерс, историка из Университета Рединга в Великобритании, где она специализируется на средневековой Англии, период, который длится примерно с 5 века н. э. по 1500 год н. э.
“Как только наступило Рождество, если у вас хватило выносливости, от вас ожидали, что вы будете есть, пить, веселиться, одеваться, играть в игры, ходить на танцы по окрестностям в течение 12 дней подряд, прежде чем вы упали в обморок”, - говорит она.
Пир
В Средние века праздник всерьёз начинался перед рассветом рождественским утром со специальной рождественской мессы, которая знаменовала официальное окончание Адвента и начало сезона пиршеств, который длился с 25 декабря по 5 января.
Степень рождественского упадка зависела от вашего социального статуса, но Лоуренс-Мазерс говорит, что большинство людей, по крайней мере, забили бы свинью в ноябре, посолили и коптили при подготовке к рождественскому бекону и ветчине.
В сельской местности богатые хозяева поместья должны были предоставлять своим фермерам-арендаторам по крайней мере 12 дней отдыха от их работы, а также угощать их праздничной едой.
Трудно точно сказать, что было в меню, но в "The Goodman of Paris", тексте, написанном в 1393 году, автор описывает необходимые блюда для “особого праздника”.
Трапеза началась с чебуреков, сосисок и кровяной колбасы; затем четыре блюда из рыбы, мяса птицы и жареного мяса; и последнее блюдо из заварного крема, пирожных, орехов и сладостей.
Средневековые королевские особы подняли искусство рождественского пира на другой уровень. На рождественский ужин, состоявшийся в аббатстве Рединг в 1226 году, король Генрих III заказал 40 лососей, груды оленины и мяса кабана и “как можно больше миног". Генрих V, правивший в начале 1400-х годов, включил в свое рождественское меню еще более экзотические деликатесы, такие как раки, угри и морская свинья.
“Одна вещь, которая очень ясно показывает, что пить было так же важно, как и есть, если не больше”,-говорит Лоуренс-Мазерс, отмечая, что эль и пряный сидр были любимым напитком для простолюдинов, в то время как лорды и члены королевской семьи пили вино тоннами (буквально). Всего за один год Генрих III заказал 60 тонн вина для Редингского аббатства, причём одна тонна равнялась 1272 бутылкам.
Бормотание, хихиканье и Праздник дураков
Возможно, это был побочный продукт всей выпивки, но игры в переодевание и смена ролей были удивительно важной частью средневековых рождественских праздников, некоторые из которых были пережитками более ранних языческих обычаев во время зимнего солнцестояния.
Например, бормотание было популярным рождественским развлечением в средневековых английских деревнях. Ряженые наряжались в маски животных или переодевались женщинами, а затем ходили от двери к двери, распевая праздничные народные песни и рассказывая анекдоты. Некоторые ряженые делали это ради забавы, в то время как другие ожидали несколько монет или небольших подарков в обмен.
Маски животных, возможно, были связаны с другой странной рождественской традицией, практикуемой королевской семьей, в которой гуляки проходили по пиршественному залу, одетые в головы животных (к счастью, приготовленные) и поющие специальные песни.
Наиболее распространенным костюмом была голова кабана, которую, по словам Лоуренса-Мазерса, в более поздние периоды заменили деревянной маской кабана.
В середине 12-дневной вечеринки был Праздник дураков, состоявшийся 1 января, в ходе которого священникам, дьяконам и другим церковным чиновникам было дано краткое разрешение быть глупыми. Были популярны ролевые перестановки, в которых скромные поддиаконы читали проповеди, и иногда ситуация выходила из-под контроля. Согласно французскому отчету 15 века, осуждающему эту практику:
“Священников и клерков можно увидеть в масках и с чудовищными лицами в часы работы… Они танцуют в хоре, одетые как женщины, сводники или менестрели. Они поют распутные песни. Они едят кровяную колбасу… в то время как священнослужитель служит мессу. Они играют в кости… Они бегают и прыгают по церкви, не краснея от собственного стыда".
Пирог с фасолью
Празднование в ночь на 5 января, Двенадцатая ночь или Тринадцатая, было самостоятельным праздником в Средние века и представляло собой кульминацию 12 дней веселья и озорства.
Шекспир, вероятно, написал свою знаменитую комедию "Двенадцатая ночь" как пьесу, которая будет разыграна в "Двенадцатую ночь", отсюда переодевание героини и розыгрыши.
Центральным блюдом Двенадцатой ночи был пирог с фасолью, богатый фруктовый пирог, в котором была спрятана крошечная сушёная фасоль.
“Тот, кто получил кусок торта с фасолью, был ”королём" на ночь и мог давать людям глупые штрафы, которым они должны были подчиняться", - говорит Лоуренс-Мазерс. Другим термином для короля был “Повелитель беспорядков”, который обладал властью разрушать социальные иерархии и требовать неудобных заданий от авторитетных фигур, таких как родители, школьные учителя и лорды.
Двенадцатая ночь была кульминацией почти двух недель пиров, пьянства, переодевания и нарушения правил, которые характеризовали средневековое Рождество.
Предсказание будущего
Как ни странно, 12 дней Рождества также имели особое значение для средневековой псевдонауки прогнозирования, говорит Лоуренс-Мазерс.
Священники изучали тексты под названием “предсказания”, в которых объяснялась библейская практика интерпретации природных знаков, включая штормы, сильные ветры и радуги, для предсказания погоды на предстоящий год, а также для предсказания важных событий.
“Идея заключалась в том, что Бог послал знамения для тех, кто мог их прочесть, и что 12 дней Рождества были особым временем”, - говорит Лоуренс-Мазерс.
Например, если на Рождество было солнечно и ясно, это было признаком того, что весна будет тёплой и мягкой, что приведет к успешному урожаю и хорошему общему самочувствию. Однако сильные ветры в день Рождества сигнализировали о плохом году для богатых и могущественных.