Для судейства Битв Авторов необходимо авторизоваться и достичь 15-го писательского уровня.

ЧЕМП 2024

Флаг LISKI[34]
1663
Флаг Auster[38]
626
Флаг Aist[39]
488
Флаг Jaaj.Club[42]
411
Флаг Palevka-89[38]
363
Флаг ka4ka[28]
173
Флаг gibulkaknop17[15]
153
Флаг BasK[10]
135
Флаг tarakan[28]
134
Флаг boris[28]
121

События

10.05.2024 22:40
***

Технические работы

10-12 Мая

***
29.04.2024 20:40
* * *

Возвращена старая система Зрительских Симпатий.

Теперь читатели могут отблагодарить автора не только добрым словом, но и звонкой монетой, перечислив ему выбранную сумму тяжеленных золотых клубных монет.

Опция Зрительские Симпатии доступна на странице публикации над комментариями.

Зрительские Симпатии, оставленные неавторизованными пользователями, монет не добавляют и не убавляют, но автор получает сигнал о вашей признательности.

* * *
29.04.2024 20:27
  

Открыта регистрация на майские турниры



  

Турнир на оборот, который посвящён юмористической тематике.


  

Регулярный Клубный Чемпионат 2024 продолжается, теперь таблица счёта всегда доступна в левой колонке.

  

Комментарии

Настоящие орлы на решку не ставят.
18.05.2024 LISKI


С тех пор девочка жила в квартире одна, и она никому ничего не рассказывала.
18.05.2024 BasK
Икона — это не картина, икона — это святой образ.
18.05.2024 Erikus
Ценности духовного значения представляют истинное сознание человека.
17.05.2024 Kongo
Жизненные ценности различаются по принципу значимости и входят в повседневность, как важные составляющие.
17.05.2024 boris

Опрос

Читали ли вы книгу Непридуманный мир Дэя Олана автор Катерина Попова?


06.12.2021 Рубрика: История

Из истории фальшивомонетничества на украинских землях в XIV - XVI веках

Автор: Auster
Эти подделки в отличие от так называемых «антикварных подделок», или говоря вполне цензурным жаргонным словом - «фуфла», изготовленных для обмана коллекционеров, сами по себе являются памятниками денежного обращения того или иного периода истории украинского государства. Хотя, возможно, что в будущем начнут изучать и антикварные подделки, ведь они являются неким культурным феноменом.
3491 1 0 12 1288
Из истории фальшивомонетничества на украинских землях в XIV - XVI веках
фото: jaaj.club
     Обнаружить в своём собрании, купить или приобрести украинскому нумизмату или коллекционеру металлических денежных знаков в свою коллекцию поддельную монету, согласитесь — вещь обидная и вполне неприятная.

Однако существует такая категория подделок, которая не только не понизит ценность коллекции, но и сама служит предметом коллекционирования, а порой и настоящего научного изучения.

     Эти подделки в отличие от так называемых «антикварных подделок», или говоря вполне цензурным жаргонным словом - «фуфла», изготовленных для обмана коллекционеров, сами по себе являются памятниками денежного обращения того или иного периода истории украинского государства. Хотя, возможно, что в будущем начнут изучать и антикварные подделки, ведь они являются неким культурным феноменом (теперь уже с этой точки зрения рассматриваются подделки известных западноевропейских мошенников XIX столетия – Беккера, Чигои и т. п.). Пока же собранные украинскими историками образцы и базы данных подделок для обмана коллекционеров служат исключительно утилитарным задачам – отсеивать фальшивки с антикварного нумизматического рынка.

     Тема денежного обращения и фальсификации денег на украинских землях, надо признать, необъятная. Разговор сегодня будет вестись об историческом периоде, когда многочисленные украинские территории находились в составе Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, а именно о периоде с XIV по XVI столетия.

     После оккупации галицких земель в конце 1348 года польским королём Казимиром III Великим (Kazimierz III Wielki), львовский монетный двор продолжил выпуск серебряных полугрошей с гербом Галиции и текстом «moneta Russie», продолжалась чеканка и медных пулов, которые направлялись в обращение как мелкая разменная торговая монета. Чуть позже (1379-1382) Людовик I Венгерский (Ludwik Wengierski) продолжил выпуск своих предыдущих монет, правда в незначительных количествах (по оценкам специалистов за три года он успел изготовить всего лишь около 36 тысяч штук).

    В эпоху короля Владислава II Ягелло (Ягайло, Wladyslaw II Jagiello), а точнее в 1399 году состоялись изменения в польском монетно-денежном деле — государство ввело в оборот полугроши большего размера. Изображения на новых львовских монетах стали грубыми и примитивными, рельеф — жёстким и плоским, многие прежние детали утрачены. Надпись на аверсе «moneta Russie» («монета русская») изменена на «moneta Lemberg». Монетный королевский выпуск Владислава II Ягелло, проходившая с 1399 по 1415 год, по объёму значительно превышал чеканку всего предыдущего периода. Полугрошей короля Ягелло II (Ягайло) сохранилось до нашего времени достаточно большое количество, не менее 1350 экземпляров.

     Для Галицкой Руси (Галичине) типичными региональными монетами являлись также полугроши, которые обслуживали финансово-денежный рынок этого региона. Но территория их распространения более значительная: Подолье, Волынь, Галицкая Русь (Галичина), Киевщина, часть Польши (Речи Посполитой) и Молдовы (Галицкого,  Молдавского княжеств).

     В 1360-1370-ые годы восстановилась чеканка серебряных монет в Киеве, это произошло в период правления великого киевского князя Владимира Ольгердовича (1362-1398).

     В 1413-1554 годах на украинских землях, наряду с большим количеством чешских или пражских денег и других западноевропейских монет, в обращении по-прежнему находились монеты Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, которые со времён Люблинской унии 1569 года стали одинаковыми практически по стоимости, хотя, характерные изображения на таких денежных знаках несколько отличались от прежних.

     Монеты выпускались правителями, их чеканка денежными дворами не останавливалась на длительное время. И, в то же самое время, монеты подделывались, фальсифицировались, попадая также в обращение. Факты мошенничества с деньгами расследовались властями на любом этапе исторического времени, в том числе и в XIV-XVI столетиях. Старые документы по фальшивомонетничеству заканчивались стандартной обычной формулой, что схваченные в денежной «краже» «с пыток винились…» Фальсификация монет во все времена и везде была особо тяжким преступлением. Поэтому жестокие пытки обвиняемых здесь были делом обычным, обыкновенным.

     Нужно отметить, что наказание денежным мошенникам всегда являлось очень суровым. На немецких землях, к примеру, пойманного фальсификатора не только жестоко пытали, выведывая его сообщников, но и казнили медленной смертью, опуская на верёвке живым прямо в кипящее над огнём масло. Сперва заживо варились ноги фальшивомонетчика, а затем и всё остальное тело преступника.

     От имени других государств денежным мошенникам отрубали конечности, вешали на площадях поселений. На украинских землях участь фальсификаторов была не менее печальна – аферистам заливали в горло расплавленное олово или свинец, отчего тот мучительно погибал. Впрочем, власти, случалось, иногда пытались смягчить страшное наказание. Подобные смягчения на Украине наблюдались в 1488-1493, 1534-1536 годах. Фальшивомонетчиков всего лишь избивали публично кнутом, на щеках и лбу выжигали каленым железом слово «вор». Однако, как показывало время, «милость такая» лишь способствовала всплеску фальшивомонетничества, во многих городах и даже небольших местечках появлялись даже наёмные артели фальсификаторов денег. Снова возвращали смертную казнь залития горла кипящим маслом или расплавленным металлом. И, тем не менее, подделки продолжали выпускать и под страхом мучительной казни.

     Кроме незаконной эксплуатации монетной регалии - права на чеканку монет, источником дохода для мошенников было снижение веса дензнаков и подмешивание недорогих металлов к серебру, а также неуплата государственных налогов. Случалось, что монеты изготавливались вообще из олова, свинца либо меди, а потом они только «серебрились». Подделки как чеканили, так и отливали. А поскольку литые фальшивки распознать было легче, власти наказывали такое деяние помягче, нежели, чем за чеканку. Принимая во внимание, что и настоящие деньги, и их фальшивки появлялись приблизительно по одной ручной технологии, отличить подделки чеканные, которые имитировали подлинный штемпель, и, вправду, было сложно. Однако и литые подделки, изготовленные из низкопробного серебряного материала, были довольно близки к настоящей продукции. На гурте некоторых таких монет видны следы соединения литейных ручных форм.

     Обычно большинство поддельных украинских монет XIV-XVI веков отличаются от подлинных именно некачественным металлом и малым весом. Искаженные рисунки на таких монетах не так заметны. Так как и подлинные монеты имели штемпельные разновидности, не столь понятные и заметные неграмотному средневековому обывателю. Да и к тому же, одновременно в оборот находились монеты разных правителей и разного времени. А многочисленный монетный брак денежных дворов, который также был в обращении, ещё более запутывал украинское население.

     Фальшивые монеты XIV-XVI веков выпускались как украинскими кустарными аферистами, так и большими мастерскими, в том числе, иноземными: польскими, венгерскими, румынскими. Так как многотиражные фальшивки крупных иноземных подпольных мастерских известны специалистам хорошо и встречаются в довольно значительных количествах, то «изделия» кустарных местных украинских мастерских зачастую уникальны. Вместе с тем, историками выявлены и продолжают выявляться отдельные группы фальшивок, которые позволяют подтвердить наличие крупных мошеннических монетных мастерских на территории нынешних Львовской, Ивано-Франковской, Ровненской, Винницкой, Одесской и других областях. Их монеты тесно связаны друг с другом одними и теми же штемпелями.

     Во время проведения многочисленных денежных реформ, которые вводили медные монеты, распространение получает так называемое лужение или посеребрение денег. Из медных дешёвых монет они по воле фальсификаторов превращались в дорогие серебряные. Изготовление литых подделок также не останавливалось. Фальшивки раз за разом выпускались путём чеканки из не драгоценных сплавов и их опять же последующего посеребрения.

     Распознать такие поддельные монеты иногда сложно даже сейчас. Например, подражательные чеканные подделки и литые нередко очень близки к грубого изготовления монетных знаков государственного чекана.

     Кроме неграмотных надписей и неумения точно скопировать изображения государственного штемпеля, фальсификаторы часто выдавали себя непониманием самой технологии выпуска подлинных монет того времени. К примеру, на одном фальшивом «украинском» гроше, что подражал литовскому, всадник скачет в противоположную сторону, куда на подлинных монетах он никогда не скакал. Скорее всего, кропотливо и тщательно поработав над штемпелем, аферист забыл, что рисунок должен быть зеркальным.

     Что интересно, подделка русских проволочных серебряных копеек XV века также имела место на украинских землях. Тому подтверждение найденный в апреле 2015 года монетный клад на Полтавщине в Гребёнковском районе.

     История фальшивомонетничества продолжается до настоящего времени и прекратится, скорее всего, только тогда, когда исчезнут сами деньги.
Хотите поднять публикацию в ТОП и разместить её на главной странице?

Так был ли Степан Бандера фальшивомонетчиком?

Статья раскрывает тему гипотез и версий относительно фальшивомонетничества известного лидера украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры Читать далее »

Фальшивые дукаты Алексея Турзо

Из истории фальшивомонетничества крупнейшего венгерского землевладельца и купца Алексея Турзо (Alexej Turzo, Spissky Hrad, XVI столетие). Читать далее »

Последний рубль Российской империи

У коллекционеров да и просто собирателей монет этот рубль вызывает много вопросов и споров. Специалисты-профессионалы, в том числе известный Иван Спасский, утверждают, что эта монета, представленная читателю на фото, была выпущена в свет всего лишь шестьюстами экземплярами, потому что в России во время Первой мировой войны в тот момент совершенно отсутствовала финансовая и экономическая необходимость изготавливать деньги из драгоценных металлов. Читать далее »

Ноль рублей

Художник объяснил администрации монетного двора, что созданные им рисунки монеты символичны: «0» является отсчётом финансовых координат, ноль рублей невозможно никак потратить, а раз нет условий для траты, то из этого и следует его бесконечность. Читать далее »

Комментарии

-Комментариев нет-